Место для памятника великому кинорежиссеру можно было бы найти куда более подходящее, чем главная улица столицы, которую сам Довженко не очень-то любил
Как известно, в Киеве вот-вот должны установить бронзовую статую выдающегося кинорежиссера и писателя Александра Довженко. Нет нужды напоминать о кинематографических заслугах Александра Петровича – они признаны во всем мире.
Интересным представляется замысел показать мастера за работой, в тот момент, когда он дает команду «Мотор!». А участие в проекте скульптора Владимира Щура – автора популярных киевских «малых памятников» Паниковскому, Свириду и Проне, капитану «поющей эскадрильи» Титаренко, Городецкому – позволяет надеяться, что с художественной стороны вопросов не будет. Не очень понятно другое: почему изображение Довженко в процессе киносъемки должно появиться именно на Крещатике?
Конечно, можно встретить свидетельства о том, что режиссер любил прогуливаться среди деревьев по широкому тротуару обновленного после войны Крещатика. Однако при этом старался не смотреть на окружающие строения. Ведь у Довженко было свое мнение о том, как следовало возрождать нашу центральную улицу, а принятый к исполнению вариант оказался ему чужд.
Рассказывают даже, что при первом взгляде на вновь построенное тут здание Александру Петровичу буквально стало дурно – прихватило сердце. Вообразить его именно здесь возле киноаппарата сложно еще и потому, что в послевоенные годы, символом которых стал нынешний Крещатик, мастеру не давали работать в Киеве, и он бывал здесь только наездами, останавливаясь у родных.
Какое же место было бы более адекватным? Наверное, говорить об установке памятника где-то около киностудии имени Довженко слишком тривиально. Но всякий, кто внимательно смотрел довженковские ленты, а не представляет их понаслышке, легко назовет киевские точки, где реально звучала команда мастера «Мотор!». К примеру, на Печерске вблизи завода «Арсенал», давшего название одному из фильмов Довженко.
Или около Софиевского собора, показанного во многих эпизодах того же «Арсенала». На Пушкинской улице, которую можно узнать в момент проезда по Киеву Щорса и Боженко в фильме «Щорс». Может быть, даже в скверике напротив кинотеатра «Украина» (одна из сцен «Арсенала» разыгрывается именно здесь, перед цирком, стоявшим до войны на месте кинотеатра). Наконец, в начале улицы Горького, куда режиссер приезжал после войны, или же в одном из парков над обожаемым Довженко Днепром-Славутичем...
Боюсь, однако, что такие соображения мало волнуют наших чиновников от культуры. Для них, как правило, более важна показная сторона. Достаточно вспомнить нынешний Майдан, куда напихали изваяния всех подряд – от Кия до Мамая, да, слыхать, и это еще не предел. В эту компанию на центральной магистрали теперь попадает и Довженко. Так что, похоже, придется стоять мастеру с оператором и аппаратом на Крещатике аккурат напротив Киевсовета, – как будто поручили ему снять документальный сюжет о выдающейся работе нашей доблестной мэрии.