С 1 сентября стоимость проезда в маршрутках может подняться до 3 грн, хотя дизтопливо – основная причина предыдущего подорожания – как раз дешевеет
Весной частные перевозчики устроили забастовку и добились от городских властей фактически права на произвол. По новым договорам о так называемом свободном тарифе стоимость проезда никак не ограничена. Ее лишь нужно согласовать с Киевской администрацией. Вот власти и говорят, что влиять на наглеющих перевозчиков они не могут.
Если раньше пределом цены на проезд в маршрутке в городе были 2 гривни, потом – 2,25, то на днях проезд в маршрутке №518 стал стоить 2,50 грн. В ЧП «Парк», которое обслуживает этот маршрут, нам объяснили, что вызвано это подорожанием дизтоплива.
Под тем же соусом к 1 сентября частные перевозчики готовят киевлянам новый сюрприз: на некоторые маршруты цена проезда может повыситься до 3 гривен. Официально перевозчики об этом не говорят и тем более не комментируют. Неофициально подтверждают, что этот вопрос обсуждается.
Аргумент как всегда один – дорожает горючее. Но если весной соляра действительно росла в цене, и в июне литр дизельного топлива стал стоить 6,90, то сейчас все как раз наоборот. Литр ДТ на столичных заправках сейчас обойдется в 6,78 грн, а перевозчики хотят еще поднять стоимость проезда.
За один день маршрут в июне тратил 727 грн, теперь – 718 грн. Странная получается арифметика – почему цена на проезд повышается? Никто не задумывается о том, чтобы ее снизить?
Давайте подсчитаем
Задачка для одного «Богдана»
По подсчетам владельца одного из «длинных» маршрутов Игоря Пелыха, дорога в одну сторону (половина рейса) – 25 км.
В день маршрутка делает 8 рейсов – набегает 400 км, а это 75 литров дизтоплива (из расчета 1 л = 6,78) – 508 грн.
Ежемесячный налог (на автомобиль + два водителя) – 600 грн.
Ежемесячный ТО 1 (замена масла, фильтров) – 600 грн.
ТО 2 (ремонт изношенных деталей – один раз в 2–3 месяца) – 1000 грн.
Аренда рейса – 150 грн/день.
Если отбросить другие возможные расходы (например, уплата кредита за машину), то за один день маршрутка тратит примерно 718 грн.
Чтобы вернуть истраченные деньги, машина в день должна перевезти либо 239 пассажира за 3 грн, либо 359 пассажиров за 2 грн.
Цифры
Есть дети? Расходы на дорогу вырастут вдвое
Если с 1 сентября маршрутки и вправду будут обходиться в 3 гривни, то семьи, где есть дети-школьники, которым приходится на учебу ездить, а не ходить, ощутят заметный удар по кошельку. Допустим, сейчас мама и папа ездят с работы-на работу маршруткой по 2,25 и вдвоем тратят за 5 рабочих дней 45 гривен. Потом же у них в неделю будет уходить 60 гривен. Плюс – еще 30 – на дорогу сыну или дочке в школу. Итого – 90 гривен в месяц. И это еще если добираться на работу одним видом транспорта.
Тем временем
Пассажиры уезжают на конкурентах
Если перевозчики только и мечтают о повышении цен на проезд, то водители маршрутных такси часто на них жалуются. Например, с Контрактовой площади на Куреневку ходят сразу три маршрута – №219, 587 и 451. Водитель, работающий на 587-м маршруте, рассказывал, что когда плату за проезд у них повысили, то люди просто пересели на другой микроавтобус, где подешевле.
Киевляне предпочитают постоять лишних 5–10 минут в очереди, чем переплачивать. В итоге при повышении тарифа выторг от новой стоимости проезда остается практически прежним. Кстати, городские власти в ответ на упреки, мол, почему вы не можете приструнить перевозчиков, отвечают: а вы ездите на коммунальных автобусах и троллейбусах, тогда частники передумают задирать цены.
Что ж, доля истины в этих словах есть. Вот только не повысятся ли цены и в городском транспорте после того, как «Киевпасстранс» приватизируют и он тоже фактически станет частным...