Нам обещают уже в сентябре закончить прокладку водовода по улице Артема и Некрасовской. Жители центральных массивов получат качественную воду, а на Артема станет меньше заторов
Небольшой участок на пересечении ул. Артема и Некрасовской отгорожен в нескольких местах забором уже более двух лет. Транспорт привычно «тянется» по оставшимся двум полосам, а пассажиры троллейбусов и маршруток, выглядывая в окна, все пытаются разглядеть, что же происходит на месте работ и близок ли их конец. Как оказалось, потерпеть осталось недолго. «Газета...» побывала на строительстве магистрального водопровода и убедилась в этом лично.
Общая длина магистрали, от ул. Глыбочицкой до Владимирской – 2,5 км. Проложить осталось всего ничего: около 160 м.
– Это труба магистрального водопровода, который будет обеспечивать подачу воды во все дома по Артема, Воровского, Некрасовской, Глыбочицкой, – рассказывает начальник участка Концерна «Київпідземшляхбуд» Александр Харченко. – Она будет обеспечивать нормальную подачу и напор воды. Центр активно застраивается, плюс к Евро-2012 будут строиться новые гостиницы, офисные центры, а пропускная способность существующей магистрали очень низкая. Давление слабое, особенно при подаче на верхние этажи. Кроме того, труба очень старая, что плохо сказывается на состоянии питьевой воды. У новой трубы срок эксплуатации – около 50 лет безаварийной работы. А то и больше.
Прокладываемый водовод – главная «водяная» магистраль центра города. Это не те трубы, которые периодически латает «Киевводоканал», но именно из нее в них поступает вода.
По вертикальной лестнице из арматуры (почти 45 ступенек) спускаемся на дно колодца. Здесь прохладно. Над головой – 15 м грунта (глубина колодца приблизительно с пятиэтажный дом), удерживаемого досками, рельсами и трубами-распорками. На дно колодца просачивается вода.
Проходческий щит проложил туннель под жилыми домами на Артема и Воровского на глубине 15 м, и никто этого даже не почувствовал
– Из-за грунтовых вод и пришлось отказаться от старой технологии прокладывания туннеля, – говорит начальник отдела маркетинга Концерна «Київпідземшляхбуд» Елена Казаринова. – Трасса коллектора по Артема проходит в насыщенных водой песчаных грунтах, под которыми пролегает слой не пропускающей воду глины, местами образовались плывуны. Работы по понижению уровня воды перекрыли бы движение минимум на год, а это, учитывая нагрузку на ул. Артема и отсутствие объездных путей было бы нереально. Поэтому решили применить технологию микротуннелирования и специальный проходческий щит.
Большой плюс этой техники в том, что она может работать под землей и без вскрытия поверхности.
Кстати, за время своей работы щит «прошелся» под жилыми домами на Артема и Воровского на глубине 15 м, на которой и будет залегать труба, и никто этого даже не почувствовал. При необходимости он «прорвется» даже через скальные породы. Самого щита, находящегося под толщей грунта, мы не увидели. А вот основной «виновник» раскопок на Некрасовской – 700-мм труба магистрального водопровода – уже лежит в «объятиях» бетонных колец.
– Щит под землей двигается без присутствия человека, пульт управления проходкой находится на поверхности, – объясняет Александр Харченко. – Дальше в вырытый туннель специальным домкратом вдвигаются железобетонные трубы. Они служат «футляром» для рабочей трубы, по которой пойдет вода, предохраняя не только ее саму, но и все, что на поверхности. Если трубу прорвет, железобетонное кольцо не позволит воде размыть грунт.
Закончить участок на Артема планируют в сентябре. На прошлой сессии Киевсовет выделил средства на завершающие работы на магистрали Глыбочицкая-Владимирская. После этого начнется перекладывание водовода на участке от Артема до Владимирской в районе станции метро «Золотые ворота».
Если разобраться
А ведь строительство хотели прикрыть
В прошлом году городские власти внезапно издают распоряжение прекратить все работы по ул. Артема. Дескать, жители жалуются, что из-за этого пробки. При этом они не задумывались, сколько миллионов, а водопровод строится за средства горбюджета, окажутся «похороненными». Бросить сделанную на 70% работу, остаться и без новых коммуникаций, и от пробок не избавиться?
Ведь тянучки в центре возникали и до строительства, а значит и по его окончании только уменьшатся, но не исчезнут. С трудом удалось добиться отмены распоряжения, путем компромисса. В итоге один из колодцев на пересечении с ул. Полтавской наполовину перегорожен бетонной плитой, по которой сверху мирно ездит транспорт, а внизу работают люди. Остальные колодцы «прижаты» к бордюру по максимуму.