На выходных в Киеве выступили лауреаты «Грэмми» – легендарный саксофонист Джо Форд, «самый уважаемый нью-йоркский» пианист Ларри Уиллис и экспрессивный ударник Джереми Клемонс
В этот вечер в Киевской консерватории царила атмосфера нью-йоркского джазового клуба. Никаких сенсаций: столичные ценители просто получили то, чего ждали, – вечер прекрасной музыки в не менее прекрасном исполнении американских гостей. Пустая оркестровая яма, черные кулисы, приглушенный свет. На сцене – непревзойденные импровизаторы, в зале – притихшая публика, в воздухе – джаз «как он есть»: легкий, виртуозный, завораживающий.
Чувствуется, что собрались исключительно ценители – кажется, публика дышит вместе с исполнителями, «правильно» воспринимая каждую музыкальную фразу, очень тепло и интеллигентно реагируя. Видимо, сама музыка настраивала на такую реакцию – первое отделение посвятили неспешному свингу, расслабляющему дикси, утонченным, но ненавязчивым импровизациям. Такая подача и отличает давно состоявшихся музыкантов – технически сложные пассажи воспринимаются легко, богатство мелодии и ритма не «давит», а, скорее, доставляет наслаждение. А какое у них piano! На еле уловимый перебор бас-гитары (с характерным приятным поскрипыванием струн от переставляемых пальцев) накладывается приглушенный звон барабанных тарелок и рассыпающиеся звуки рояля где-то в верхнем регистре. При этом музыканты не дают слушателю увлечься окончательно – как только он начинает «улетать», поддавшись силе филигранной импровизации, к микрофону выходит Форд и, снова вступая с основной саксофонной мелодией, возвращает публику к реальности.
Во втором отделении было намного больше фьюжна и характерных для него «полета» и экспрессии, острой и гибкой ритмики, динамичной и звуковой напряженности. Здесь каждый инструмент бэнда уже не исполнял изначально возложенных на него «обязанностей» – все стали солистами, партии которых при этом прекрасно дополняли друг друга. Изменилась и реакция слушателей: они уже не трепетно внимали каждому звуку, а, подавшись вперед всем телом, как бы помогали музыкантам, словно говоря: «Ну давайте, еще немного!», – и, услышав желаемое, довольно улыбались и кивали: мол, хорошая работа. А после каждой импровизационной «вспышки» от исполнителя зал взрывался аплодисментами, не ожидая окончания композиции. Лауреаты «Грэмми» также «разогрелись» – перед самыми «вкусными» пассажами улыбались, как фокусники, готовые вытащить из шляпы диковинную зверушку. А ударник вообще не стеснялся выражать своих эмоций. Исполняя «трехэтажные» импровизации, подпрыгивал, танцевал всем телом, что-то выкрикивал, заражая присутствующих стопроцентно позитивной энергетикой.
Нет нужды говорить, что Джо Форд виртуозно владеет и альт-, и сопрано-саксофоном, что Ларри Уиллису «выдать» головокружительный фортепианный пассаж, как нам с вами раз плюнуть, и что каждый звук, извлекаемый Джереми Клемонсом на ударных, долетал до слушателей вкусной конфеткой. Хорош был и организатор «Международного джазового абонемента» Аркадий Овруцкий, выступивший с гостями в роли бас-гитариста, – ему не привыкать играть с мировыми знаменитостями, а потому он, как всегда, очень гармонично «вписался» в американский коллектив. В программу концерта вошли лучшие композиции каждого из музыкантов, в том числе и написанные «мистером Аркадием Овруцким», что приятно вдвойне. Оказалось, западные виртуозы ценят не только украинских исполнителей, но и украинскую публику (тот же Джо Форд уже выступал в Киеве год назад) – они знали, куда и зачем едут, и очень ждали этой встречи, поскольку наш слушатель «хорошо разбирается в музыке и ценит то, что получает».