Параджанов: Вселенная из осколков "Газета " первой увидела выставку работ мастера "коллажа из ничего", которая завтра откроется в Национальном художественном музее от Sezamka

 СТАТЬИ [8029/1
поиск статей:
[30.01.08]

Параджанов: Вселенная из осколков "Газета..." первой увидела выставку работ мастера "коллажа из ничего", которая завтра откроется в Национальном художественном музее


55 привезенных в Киев работ – рисунки, коллажи, куклы – это меньше десятой части экспозиции ереванского музея Параджанова. Увы, мы не видим интерьера, в котором они "играют": многое привезено в Ереван из тифлисского дома Саркиса Параджаняна (так звучит имя Параджанова по-армянски). Но избранные работы – это "лучшее и связанное с Киевом", как говорит директор ереванского музея Завен Саркисян. Их вполне достаточно для того, чтобы получить представление о Параджанове – не режиссере, а "гении вообще". Особенно – о мастере "коллажа из ничего": осколков бутылок, обрывок лент, обломков расчесок, очков и бытовых предметов, для искусства, казалось бы, противопоказанных...

"Сегодня я был в Музее Параджанова и почти плакал, в том числе и от того, что не могу там и остаться, потому что это абсолютное чудо, совершенно легко сопоставимое с сокровищницами мировой культуры, вплоть до Прадо или Эрмитажа. Это необыкновенно", – говорит о ереванском музее Вениамин Смехов. Трудно не согласиться: побыв час в окружении коллажей и кукол-автопортретов Параджанова, выходишь из музея потрясенным и слегка сумасшедшим (проверено на себе). Так что, привезя не всю экспозицию, а лишь избранное, организаторы в какой-то степени просто пожалели киевлян – а то мало ли что и с кем может случиться от избытка эмоций...

Отбирал работы и руководил их размещением директор ереванского музея Завен Саркисян. Правда, провести блиц-экскурсию он согласился только после того, как со "скатерти-самобранки", разостланной прямо на деревянной скамье музея, исчезли последние крохи настоящего армянского лаваша и коровьего сыра (прям верны негласным заветам Параджанова, чьи гости могли приходить к нему домой в любое время, даже в отсутствие хозяина, есть и пить вволю):
– Здесь 55 работ плюс 5 или 6 репродукций больших работ, которым транспортировка может повредить. В частности – коллажей, собранных на стекле. Выставку сделали хорошую: здесь всего понемножку – и работы, которые он делал на "зоне", и легендарные шляпы, и фантастические куклы. Выбирали работы важные, связанные с Киевом или сделанные здесь, посвященные его семье (Параджанов был женат на киевлянке Светлане Щербатюк и жил в двухкомнатной хрущевке на проспекте Победы. – Авт.). Большую часть мы сняли прямо со стен нашего музея в Ереване. А вот "Мексиканскую мадонну" нам на время дала Света Щербатюк, с которой мы поддерживаем отношения.

В первом зале – портрет Параджанова, репродукции коллажей, фотографии Армении и листы со "справочной информацией": родился-учился-снимал.., "интересное о Маэстро", "феномен Параджанова", "языком Параджанова". И, конечно, письма из заключения. Одно написано на "Направлении на заключенного Параджанова С. И.": в графе "осужден по статье" – пусто, в графе "срок" – вечность, "подлежит условно-досрочному освобождению" – нет.

Два других зала – собственно работы Параджанова. Тюремные – из серии "Притча о жизни": маленькие картинки, нарисованные ручкой на газетных полях или спичечных этикетках, плюс проволока и высушенные цветы: портреты Фрунзика Мкртчяна, Амосова, Шукшина... Коллаж "Порги и Бесс. Студенты во Львове протестуют против моего ареста". Кукла "Лиля Брик", сделанная в Винницком лагере. Кукла-автопортрет. Неканоничная "Голгофа" с крестами из обломков лития. Композиция "Локон сына". Коллаж "Император Юра Ильенко". Эскизы и кадры из фильмов. Коллаж на письме Феллини. Работы из серии "Несколько эпизодов из жизни Джоконды". Легендарный "Портрет отца, порванный в ревности"...
Да что тут говорить – надо идти и смотреть. Потому что Параджанов – это тот случай, когда лучше один раз увидеть, чем тысячу раз услышать. А в Киеве, где на студии им. Довженко он создавал свои "Тени забытых предков", нет даже квартиры-музея. "Жилплощадь", где бывали Джон Апдайк, Владимир Высоцкий, Андрей Тарковский, у Маэстро, приговоренного к пяти годам лишения свободы, в свое время отобрали...

"Параджанов умел рисовать словами"
Мария Миколайчук:
– Тяга к рисованию, талант художника у Параджанова по-настоящему проявились на "зоне". Даже если он и рисовал раньше, то – не так, не с такой силой. Наверное, так произошло потому, что именно это занятие очень сильно поддерживало его морально: когда он рисовал, он был свободным. Уже потом, на воле, Параджанов долгое время сидел без работы, и тоже довольно много времени уделял картинам. Но что именно побуждало его к рисованию, сказать трудно – видимо, в то время он был внутренне наполнен такими идеями. И рано или поздно они бы вырвались наружу – все равно что нарыв. Как именно он рисовал и создавал свои коллажи, я не видела – он никогда не делал этого на людях. Хотя Параджанов по натуре был очень импульсивным человеком, всегда замечал окружающую красоту и хотел ею поделиться. Частенько мог, к примеру, остановиться, замереть, указать на что-то, казалось бы, совсем привычное – цветок, дерево, тень – да что угодно, и сказать: "Смотри, смотри, как здорово!". Он всегда творил на ходу, превращая в объект искусства все, что ни увидит, – тут же что-то добавляет, "обрисовывает", и на глазах у всех скромный бутон превращается в прекрасный распустившийся цветок. Хотя рисовать – не рисовал: все это происходило больше на словах.

"В коллажах он раскрывался сильнее, чем в кино"
Роман Балаян:
– Я всегда считал, что в коллажах Параджанов мог высказаться и раскрыться намного полнее, нежели в кино. Хотя и как режиссер, и как художник этот человек был уникальным: повторить его невозможно, подражать – тоже. Он действительно превращал жизнь в праздник, причем делал это с утра до вечера.

 доб.:С.А. Отправить модератору   Отправить другу         Добавить свою статью
Отзывы про статью: Параджанов: Вселенная из осколков "Газета..." первой увидела выставку работ мастера "коллажа из ничего", которая завтра откроется в Национальном художественном музее



Предыдущие 3 статьи по теме Другие новости:
[18.09.2018]
Любая стрижка 40 гривен.
Во время всеобщего подорожания услуг, когда суммы зашкаливают, можно встретить людей которые работают совсем не дорого. Так возле метро Оболонь есть ларек, где можно подстричься всего за 40 гривен. Качество стрижек достойное, вам будет уделено достаточно времени. Так, обычно стригутся не часто, да
[01.05.2018]
Танком не въезжать.
В самых обычных местах моно встретить интересные вещи, но они скрыты от взглядов, поскольку находятся во дворах. Хозяева железных гаражей, что спокойно разместились на зеленой зоне лесного массива, имеют проблему выезда своих авто. Проблема не только у них такая. А решают данный вопрос по-разному.
[07.02.2018]
Исчезают бесплатные доски.
С 06 февраля 2018 года раздел недвижимость на одной из популярных досок объявлений стал платным. Точнее сказать администрация сайта ОЛХ ввела нулевой лимит на бесплатные объявления в раздел «бизнес». Пора платить, уважаемые. Объяснение просты: снижаем дубли, убираем информационные агентства, уменьш
Просмотреть полный список статей
ТОП 10

 

 

 



Краткая статистика
Просмотров 1254/1
Распечатано 122
Вы можете:
Просмотреть полный
список статьей 8029/1
Подписаться на ежедневную рассылку
подписчиков - 532
Просмотреть статьи с комментариями (27/0) Комментариев: (47/0)

Как Вы сюда попали?
заинтриговало название
через поисковик
посоветовал знакомый
искал первоисточник
"язык до Киева доведет"!
стоит захотеть!
сам не знаю...


Email или логин
Пароль
Я забыл пароль
Зарегистрироваться