Перехода на топливо евростандарта повлечет за собой рост цен
Приближение нашего топлива к стандартам вожделенного ЕС не может не вселять оптимизма. Вот только одно "но". На стандарт евро-2 мы перешли только в этом году. Для перехода на евро-3 и евро-4 украинским нефтеперерабатывающим заводам потребуется еще года три. А сама Европа живет уже по евро-5 (с 2008-го в обязательном порядке). Если мы такими темпами будем туда двигаться, не догоним.
Приказ Госпотребстандарта, который вводится в действие с 1 января 2008 года, обещает украинцам бензин и дизтопливо повышенного качества. Причем ничего нового чиновники не генерировали, а просто использовали уже имеющиеся европейские стандарты – Евро-3 и Евро-4.
Сейчас только два предприятия – Лисичанский и Одесский НПЗ (контролируемые соответственно российскими ТНК и "Лукойл") – в состоянии выпускать продукцию, соответствующую требованиям Евросоюза. Остальным же предприятиям требуется модернизация и реконструкция, которая по самым скромным оценкам экспертов может обойтись в $100 млн для каждого завода. Причем по времени это займет от 1,5 до 3 лет. А ведь министр ТЭК Бойко на днях заявил, что уже через год ВСЕ нефтепродукты должны соответствовать стандарту Евро-3!
Вообще, по данным Госпотребстандарта, свыше 10% украинского топливного рынка – это продукция низкого качества. И тот, кто решится вырабатывать бензин европейский, обречен на убытки.
– Его разбавят и продадут на соседней заправке под видом обычного А-95 – естественно, по более низкой цене, – сказал "Газете..." работник одной из столичных АЗС, пожелавший остаться неизвестным. – И производители качественного бензина не смогут конкурировать с этим самопалом без тщательного госконтроля. А он сейчас невозможен – вы же знаете уровень коррупции.
По словам директора департамента стандартизации и метрологии Госпотребстандарта Андрея Нелепова, новые и действующие стандарты некоторое время будут применяться параллельно. А с 2011 года весь бензин должен соответствовать минимум Евро-3.
В министерстве уверены, что Кременчугский НПЗ и Шебелинский ГПЗ успеют уложиться в этот срок. Труднее придется двум западноукраинским нефтезаводам.
В принципе, инвестиции собственников НПЗ в модернизацию производства позволят им получить конкурентоспособную продукцию для экспорта и использовать уникальное географическое положение страны между поставщиком нефти – РФ – и рынком сбыта нефтепродуктов – Европой. Только отчисляемые от прибыли поступления в госбюджет увеличатся на $320-350 млн в год, прогнозируют в Минэкономики. То есть сама прибыль нефтеторговцев будет исчисляться в миллиардах. И заплатим их мы – скромные автолюбители.
"Цена худшего бензина повысится до цены лучшего"
Сергей Куюн, исполнительный директор консалтинговой фирмы UPECO:
– Разница в цене на "старый" и бензин по стандарту почти не будет заметна из-за того, что украинские поставщики топлива начнут подтягивать цены к высшей ценовой планке. Потому мы будем получать и худший, и лучший бензин по одинаковой цене – что явно парадокс. В приказе Госпотребстандарта указано, что Украина осуществит переход на стандарт, который находится по характеристикам между Евро-3 и Евро-4. Такой переход займет 3 года, и стандарт начнет действовать с 1 января 2011 года. Для меня как автолюбителя – это позитив. Бензин станет качественнее, и не нужно будет колесить по Киеву, выискивая заправки с качественным бензином. Но Госпотребстандарту нужно будет проводить проверки постоянно – а не по жалобам, как сейчас. И так постепенно "старый" бензин всюду заменят на "евро".
"Евробензин будет дороже обычного на 10–15%"
Владимир Сапрыкин, директор энергетических программ Центра им. Разумкова:
– Переход на стандарт Евро-3 закономерен. Но важно, сколько денег будет заложено на эту программу в госбюджете – 2008. А постановление, изданное в октябре, не означает, что это произойдет одномоментно. Пока мы завозим достаточно большой объем бензина Евро-3 из Литвы, Румынии и Болгарии.
К модернизации должны готовиться все отечественные НПЗ, ведь уже в 2011 году они не смогут продавать на рынке топливо, не соответствующее стандарту. Фактически переход на Евро-3 будет означать появление еще одной марки бензина на АЗС. Цена его будет выше на 10–15% от нынешней стоимости А-95.
"Государство должно финансово поддерживать тех, кто заправляется "Евро-3"
Сергей Сапегин, директор научно-технического центра "Психея":
– "Евробензин" будет дороже обычного на 10–15%, но за лучшее качество нужно платить. Пока украинские НПЗ не готовы выпускать такой бензин, у нас даже еще не введена для него специальная маркировка. Также должна быть введена Госпрограмма, которая создаст новые лаборатории и модернизирует старые для проверки качества бензина нового стандарта. Более тщательно нужно проверять АЗС, а это еще минимум 5 млн грн в год. Правительство должно стимулировать переход – выкупать старые машины, продавать новые, которые могут заправляться Евро-3, в кредит под небольшие проценты и на длительное время.
Мы спросили автолюбителей: Вы доверяете "евробензину"?
"Хотят срубить копейку и с простых водил"
Сергей Солонский, "Жигули":
– Машина у меня хоть и не модная, но практически новая. Я ее по деталям собирал сам. Заправляю А-92. Качество не радует, а что поделаешь. Вот сейчас вы спросили о новых стандартах. Здорово, если бы все так и получилось, как говорят. Но я думаю, что они просто хотят срубить лишнюю копейку с поставщиков, которые в свою очередь поднимут цены для розничного потребителя. В том числе и для "неевро".
"Деньги за модернизацию завода будут отбивать за наш же счет"
Ульяна Рябец, "Мицубиши-Кольт":
– Заправляю машину только А-95 и "премиум". Бензин худшего качества в машину заливать нельзя, могут возникнуть проблемы. Но во все это "еврокачество" я верю с трудом. Так и хочется спросить: а за чей счет этот переход будет? Ну, вложат компании деньги в модернизацию завода, так их же окупать надо. Вот только выбора у автомобилистов нет. У нас есть или плохой бензин, или очень плохой. Вот и весь ответ.
"Боюсь, что "разбодяжат" и самый хороший бензин"
Андрей Скиба, "Шкода-Октавия":
– Я заливаю только "премиум". Благо, средства позволяют (за счет фирмы). В недорогой хороший бензин я не верю. Да и в честность заправщиков тоже. Ну, постаралась власть – ввела новый стандарт. Но у нас этот качественный бензин "разбодяжат", как и некачественный. Кто был за границей и заливал хоть раз их бензин, меня поймет. Тот прибалтийский, что у нас кое-где заливают – А-76 по сравнению с хорошим западноевропейским топливом.
Соседям на переориентацию дают 2-3 года
Необходимость перехода к производству бензина, соответствующего нормам Евро-3, давно обсуждается и в России. Там уже представили законопроект, обязывающий российские НПЗ перейти на производство бензина, соответствующего как минимум норме Евро-3. Переориентироваться НПЗ на выпуск такого топлива придется за 2-3 года. При этом нефтеперерабатывающие заводы, которые не уложатся в срок и продолжат производить низкокачественное топливо, предполагается облагать дополнительным 10%-м налогом