sezamka.kiev.ua
Представитель:
Агентство:
Информация об объекте:
Выдубечский мужской монастырь УПЦ КП
Собор Георгия /Юрия/ победителя (вид со двора)
Общие сведения:
Православный мужской монастырь постройки: 1070-77, XVII-XVIII века в архитектурном стиле: украинское (мазепинское) барокко. Территория, на которой располагается сегодня эта древняя обитель, в давние времена была укрыта густым лесом, разросшимся во все стороны на необозримое расстояние. В лесу обитало множество всякого зверя, потому и прозвали эту местность – Зверинец. О том, как и почему часть Зверинца стала именоваться Выдубичами, достоверных сведений нет, однако, автор Киевского Синопсиса – Иннокентий Гизель (1600-1683) приводит интересное предание, согласно которому, киевский князь Владимир Святославович, приняв в 988 году святое крещение, вознамерился построить на месте языческого капища, православную церковь (известную своей трагической судьбой - Десятинную). По приказу князя на землю были сброшены все идолы, а старшего славянского языческого бога – Перуна, привязав к коням, оттащили к Днепру и бросили в воду: «…вверженный же оный болван в Днепр поплынул вниз; о неверии людье, идуще брегом, плакаху и зваху, глоголюще: «Выдыбай, наш господару Боже, выдыбай». Идол же дай выдыбал или выплыл тамо на берег, идеже ныне монастырь Выдубецкий. И нарекоша место оно Выдыбичи, потом Выдубичи». Достоверность этого предания еще не доказана, поскольку неизвестно его происхождение, то есть, до сих пор не установлен факт заимствования легенды из более древнего летописного источника, но так же не доказана и попытка авторов ХVІІ столетия, придумать объяснение происхождению названия местности. Подобные сомнения вызывает и утверждение Гизеля о том, что основан Выдубецкий монастырь, первым Киевским митрополитом Михаилом. Ничего подобного в текстах древних летописей нет, напротив, там Выдубецкий монастырь впервые упоминается под годом 1070: «Того же лета заложена бысть церкви святого Михаила в монастыре Всеволожи на Выдубичи». Речь идет о любимом сыне Великого киевского князя Ярослава Мудрого – князе Всеволоде Ярославиче, который в описываемое время еще был удельным князем Переяславским, храм же святого Михаила строился 18 лет и был торжественно освящен в 1088 году: «Освящена была церковь святого Михаила в монастыре Всеволодовом, митрополитом Иоанном, а игумен того монастыря был тогда Лазарь». Летописи связывают с Выдубичами имена известных деятелей Киевской Руси, среда которых князь Игорь Ольгович, Владимир Мономах, Василько Теребовльский, Данил Галицкий (останавливался здесь в 1250 году) и другие. Во время татаро-монгольского нашествия в 1240 году, церковь святого Михаила уцелела и через некоторое время в ней возродилась служба Божья. В ХVІ столетии случился оползень части горы, на которой стоит храм и восточная стена церкви, вместе с абсидами и частями северной и южной стен обрушились. В середине ХVІІ столетия с восточной стороны храма пристроили деревянную стену, которая сгорела во время пожара, случившегося в 1770 году. Позднее архитектор М. Юрасов достроил разрушенные, с северной и южной сторон церкви в восточном направлении стены, построил с восточной стороны храма абсиду. В результате ремонта и реконструкции древняя церковь приобрела характерный для стиля барокко вид. В конце ХVІІІ столетия, возле южной стены храма была построена небольшая, в стиле украинского барокко, каплица для проведения поминального обряда. В таком виде Михайловская церковь Выдубицкого монастыря сохранилась до нашего времени, несмотря на солидный возраст, полученные повреждения и многочисленные ремонты. Внутри же церкви частично уцелела фресковая роспись ХІ века и стенопись ХVІІІ столетия. Некрополь Выдубицкого монастыря состоял из захоронений многих выдающихся людей. Сохранившиеся до нашего времени надгробия лишь небольшая часть этого пантеона: Афанасьев Евгений Иванович, (1838-1897) – терапевт, доктор медицины, заслуженный ординарный профессор Киевского университета св. Владимира; Бец Владимир Алексеевич, (1834-1894) – врач-анатом, гистолог, педагог, общественный деятель; Гандзюк Яков Григорьевич, (1863-1918) – генерал-майор, участник русско-японской (1904 -1905) и 1-й мировой (1914-1918) войн, командир 1-й дивизии 1-го Украинского корпуса, дважды Георгиевский кавалер; Капцевич (в девичестве Прозоровская) Мария Петровна (1787 -1816) – княгиня, супруга (с 1807г.) генерала от артиллерии, участника Отечественной войны 1812 года, Капцевича Петра Михайловича (1772-1840), умерла при родах. На протяжении многих лет, по сложившейся киевской традиции, беременные киевлянки возлагали на ее могилу цветы и молились за упокой ее души, свято веря в то, что только после такого ритуала их роды пройдут благополучно; Лелявский Николай Семенович (1853 -1905) –ученый-гидротехник; Нирод Федор Федорович (1907-1996) – театральный художник, народный художник СССР. Похоронен на месте несохранившегося фамильного склепа, рядом покоится прах его супруги; Ушинский Константин Дмитриевич (1824-1871) – педагог, основоположник отечественной научной педагогики и народной школы; Ханенко Богдан Иванович (1849-1917) – промышленник, коллекционер, меценат, археолог, почетный член петербургской Академии искусств, общественный деятель. Собранная им коллекция стала основой существующего в Киеве музея Западного и Восточного искусства. Ханенко (в девичестве Терещенко) Варвара Николовна (1848-1922) – супруга Богдана Ивановича. Собирала вместе с супругом коллекцию произведений искусств, которую сохранила в тяжелые годы Гражданской войны. Похоронена рядом с супругом благодаря стараниям своей верной горничной - Шерстюковой Евдокии Мартыновны (Дуси), которая и воздвигла на дорогой ей могиле крест с надписью: «Ханенкам - от Дуси»; Яшвиль Лев Михайлович (1772-1836) – князь, герой Отечественной войны 1812 года, генерал от артиллерии, георгиевский кавалер, кавалер золотой шпаги; Яшвиль Варвара Алексеевна (1772-1833) – княгиня, супруга Льва Михайловича; Соломка Павел Степанович – почетный гражданин Киева, коллекционер и его супруга. Во время осады Киева, в январе 1918 года, большевистскими войсками под командованием Михаила Муравьева и артиллерийского обстрела, который нанес очень большие повреждения большинству памятников истории и культуры города, Выдубицкий монастырь почти не пострадал. Следующий удар был нанесен монастырю в 1922 году, когда из него были изъяты все предметы культового назначения, изготовленные из золота или платины и инкрустированные драгоценными камнями. В 1924 году Выдубицкий монастырь «самоликвидировался». Его строения позднее были переданы «городку деревообработчиков», обитатели которого не осознавали ценности доставшегося им архитектурного памятника истории и искусства. Во время войны 1941-1945 гг., в период временной оккупации Киева, монастырскому комплексу были нанесены новые повреждения. После освобождения города монастырские строения были отремонтированы и снова использованы не по назначению. Например в 1948 году в зданиях архитектурного комплекса Выдубицкого монастыря размещались: Михайловская церковь – музейное здание Ботанического сада АН УССР; Георгиевская церковь – хранилище фондов Публичной библиотеки АН УССР; Трапезная – склад Ботанического сада АН УССР; Братский корпус – общежитие рабочих «Академстроя» АН УССР; Колокольня – склад Ботанического сада АН УССР; Дом настоятеля – жилые помещения Ботанического сада АН УССР. В 1967 году случился пожар в Георгиевской церкви. После ремонта «погорельца» городские власти приняли, по их мнению «правильное» решение – отдать территорию монастыря более ответственному, в отношении к историческому наследию, учреждению. С этого времени и до середины 1990-х гг. монастырский комплекс находился в ведении Института археологии Академии наук УССР. В то же время, с 1992 года, Выдубицкий Свято - Михайловский мужской монастырь возобновил свою деятельность и здесь опять звучит слово Божье.
Контактная информация:
телефоны:
e-mail: